В историях про мистера Томпкинса Гамов выступает не только как автор, но еще как иллюстратор. Поначалу короткие статьи в «Discovery» иллюстрировал Джон Хукхэм, но позже Гамов, ориентируясь на созданный стиль, сам рисовал своего персонажа, дополняя рисунками научно-популярные статьи и книги.
На русском языке первая книга Гамова-популяризатора вышла в 1993 году – почти через три года после повторного признания ученого в России и восстановления его членства в Академии наук. В 90-е, когда советская научная фантастика сбавляет свои обороты, зарубежная литература использует старые приемы, а интерес аудитории к научной фантастике вновь растет, Гамов рассказал свою фантастическую историю о науке. Он, в отличие от популярных в то время Уэллса, Азимова, Хайнлайна, Стругацких, Ефремова и др., не смотрел в мир промышленного будущего, не пытался сформировать новую мифологию или предсказать развитие науки и жизнь человечества. Он рассказал о том, что есть в настоящем, показав это через фантастические путешествия героя.
Сюжет для Гамова – оболочка, за которой скрываются подробности научных трудов. Истории про мистера Томпкинса скорее ближе к жанру научных эссе, который свойствен европейским авторам (в первую очередь ученым, многие из которых часто собственные лекции проводили, используя такие сюжеты для объяснения формул и теорий). Это сочетание глубокой научности и обоснованности теорий с приключенческим сюжетом дает возможность научные объяснения вплести в ткань произведения, не превращая текст в фундаментальный научный труд. Стоит отметить, что практически во всех изданиях книги, вне зависимости от языка и страны, говорится о ее предназначении для школьников, студентов и тех, кому просто интересны физические исследования. При этом в текстах уже с самого начала отчетливо видно, что писал их ученый, а не публицист – большое количество формул и сугубо научных описаний подтверждают это.
Но все-таки рассказы о мистере Томпкинсе в научных мирах – это не статьи, собранные в книгу и дополненные приключениями. Это цельные произведения, формирующие историю банковского служащего мистера Томпкинса, профессора университета и его молодой дочери мисс Мод, впоследствии ставшей мисс Томпкинс. Такая простая любовная линия в романе не слишком занимает автора, это скорее сквозной элемент, который помогает сформировать историю, рассказ о приключениях персонажей с опорой на науку. Однако эта «семейная» линия, безусловно, еще больше привлекает внимание читателей-неспециалистов, легко становится частью насыщенного повествования и помогает формированию общей сюжетной линии.